106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
107 сезон откроется премьерой оперы "Турандот"


 
  подробнее...  
 
Урал Опера готовит мировую премьеру балета «Приказ короля»


 
  подробнее...  
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  18 августа 2018
Касса театра работает ежедневно

В связи с ремонтом зрительской части здания, касса театра оперы и балета временно размещается в административной части.

 
  подробнее...  
  17 августа 2018
Премия «Резонанс» начала прием заявок

Авторы лучших текстов об академической музыке и музыкальном театре получат денежные призы и станут гостями нового фестиваля в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  09 июля 2018
Уважаемые зрители!

Театр завершил 106 сезон и работает в летнем режиме.

 
  подробнее...  
  06 июля 2018
107-й сезон: шесть премьер, фестиваль и новый фирменный стиль

Новый сезон в Екатеринбургском театре оперы и балета развернется почти на десять месяцев — с 13 сентября 2018 по 7 июля 2019.

 
  подробнее...  
  29 июня 2018
Мики Нисигути и Алексей Селиверстов примут участие в телепроекте

Солисты Урал Балета примут участие в проекте «Большой балет» на телеканале «Россия - К».

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Взрослая музыка, сказочная история

Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург
25 декабря 2009

Cегодня, когда в Германии празднуют Рождество, в Екатеринбургском театре оперы и балета – «немецкая» премьера. Это опера Энгельберта Хумпердинка по мотивам сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель». В конце XIX века она была весьма популярна, теперь её ставят в основном на родине композитора и фольклористов-сказочников. А в нашей стране после многолетней паузы, пожалуй, только в Екатеринбурге.

Всего месяц назад театр представил премьеру – «Царскую невесту» Римского-Корсакова, над которой вместе с нашими артистами работала постановочная группа Большого театра. Дирижёр-постановщик новой оперы – тоже из Большого. Вчера перед началом генерального прогона Михаил ГРАНОВСКИЙ рассказал о новой работе:

— Это постромантическая опера, написанная в немецкой музыкальной традиции, с роскошным, поистине вагнеровским оркестром – многоплановым, многожанровым. Здесь звучат и молитва, и отголоски немецкие фольклорные мелодии, возникают аллюзии с музыкой Рихарда Вагнера, Густава Малера, Рихарда Штрауса. Опера Хумпердинка очень живописна. В ней есть дуновение ветра, пение птиц, поступь феи, полёт ведьмы…

 

Фото Антона Буценко/"Вечерний Екатеринбург"

 

Коллекционный «пряник» для семьи

Cюжет премьерного спектакля для детей и взрослых, который сегодня представляет зрителям Театр оперы и балета, знаком каждому читателю сказок братьев Гримм. Он и стал в своё время (116 лет назад) основой либретто оперы Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель».

Оперное действие на екатеринбургской сцене начинается разбитым в пылу игры горшком. Мать приходит усталая, чуть ли не падает вместе с вязанкой хвороста у порога, а сын с дочкой «радуют» разлитым молоком – последним в доме съестным. Добрый отец семейства отсутствует – навязал метёлок и отправился продавать, заступиться за деток некому, и мать в праведном гневе («Где моя палка?!..») отправляет Гензеля и Гретель в лес за ягодами. А там, в лесной чаще, в домике-прянике проживает ведьма, которая очень любит детей, потому что их ест.

У братьев Гримм, которые сказок не сочиняли, а записывали их за немецким народом, история пожёстче. Не мать, а мачеха. Не за ягодками отправила, а с глаз долой – на верную смерть. Ну, просто фольклорный триллер. Наш оперный спектакль, который постановщик Алина Чевик определяет как «семейный», нежнее и невиннее литературного первоисточника и вряд ли чем-нибудь напугает даже юную публику. Опера, кстати, как и предупредил перед вчерашним генеральным прогоном дирижёр-постановщик Михаил Грановский, «женская». Только один персонаж-мужчина – вязальщик мётел Петр (Владимир Копытов). Все остальные партии исполняют актрисы: Екатерина Нейжмак (мама Гертруда), Александра Куликова (Ведьма), Наталья Карлова (Дрёма) и Наталья Мокеева (Фея Росы). И, конечно, забавные и трогательные роли-травести братца с сестрой, Гензеля и Гретель, – тоже: Светлана Пастухова и Елена Дементьева.

Фото Антона Буценко/"Вечерний Екатеринбург"

Театральные чудеса, наверняка, потрясли бы зрителей предыдущих постановок «Гензель и Гретель» на сцене Екатеринбургского театра: в 1913-м и в 1928 году. Полёт валькирии, то есть ведьмы, – не на метле, а на летательном аппарате с клаксоном. Есть и печка с «живым» огнём, и лес, в «лазерном шоу» напоминающий глубины океана. И действительно чудесный и яркий домик-пряник. А для тех, кому непременно надо пострашнее, – всевидящие глаза, всеслышащие уши прямо на деревьях (художник Дмитрий Чербаджи). Может быть, удивятся такому волшебству и нынешние дети, искушённые чудесами «высоких технологий».

Дирижёр сказал «ВЕ» перед показом, что одна из его задач – не подавить оркестром, происходящее на сцене. И оркестр, и дирижёр изо всех сил старались играть как можно деликатнее. Однако «вагнеровское» звучание музыки Хумпердинка, видимо, плохо поддаётся pianissimo. Во всяком случае, слова, пропетые замечательными певцами с отменной дикцией, были едва различимы. И родителям на семейном просмотре придётся «переводить» ребятам, отвечать громким шёпотом на их бесконечные вопросы: «А что он (она) сказала сейчас?..» Ведь не будет же юная публика сидеть в зале на спектакле с текстами, как взрослые меломаны – с партитурой.

Увертюра оперы «Гензель и Гретель» – красивая, но по-вагнеровски, чьей традиции следовал Хумпердинк, несколько тяжеловесная, и длится минут десять. Трудно представить ребёнка 9-10 лет современного воспитания, который всё это время будет смотреть на занавес, и не ёрзать, и не дёргать родителей: «Ну, когда-а-а?». В конце XIX века, когда прошли премьеры в Москве и в Санкт-Петербурге, и в 1913-м, когда «Гензель и Гретель» впервые исполнили на этой екатеринбургской сцене, дети и родители были совсем другими. В оперу ходили те, кого пестовали бонны и гувернантки, учили иностранным языкам, музыке и этикету.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АВГУСТ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
июль 2018 сентябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57