106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  15 октября 2018
Урал Опера Балет Фест: программа лекций

В образовательном блоке фестиваля мы пытаемся вместе со зрителями осмыслить увиденное на сцене. Поскольку тема нынешнего фестиваля — «Мариус Петипа и русский классический балет», на этот феномен предлагается взглянуть с разных сторон.

 
  подробнее...  
  14 октября 2018
Премьера балета "Приказ короля". Фоторепортаж

Репортаж фотографа театра Ольги Керелюк.

 
  подробнее...  
  11 октября 2018
Балет "Пахита" вошел в шорт-лист приза Ассоциации музыкальных критиков

9 октября Ассоциация музыкальных критиков Москвы объявила шорт-лист Четвертого ежегодного приза критики за сезон 2017/18.

 
  подробнее...  
  10 октября 2018
Музыка балета "Приказ короля"

Оркестр Урал Оперы исполняет музыку балета "Приказ короля", созданную Анатолием Королёвым.

 
  подробнее...  
  09 октября 2018
Предпремьерные репетиции балета "Приказ короля"

Премьера балета Вячеслава Самодурова состоится 11 октября. Фотографы театра Ольга Керелюк и Елена Лехова побывали на репетициях.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

Взрослая музыка, сказочная история

Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург
25 декабря 2009

Cегодня, когда в Германии празднуют Рождество, в Екатеринбургском театре оперы и балета – «немецкая» премьера. Это опера Энгельберта Хумпердинка по мотивам сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель». В конце XIX века она была весьма популярна, теперь её ставят в основном на родине композитора и фольклористов-сказочников. А в нашей стране после многолетней паузы, пожалуй, только в Екатеринбурге.

Всего месяц назад театр представил премьеру – «Царскую невесту» Римского-Корсакова, над которой вместе с нашими артистами работала постановочная группа Большого театра. Дирижёр-постановщик новой оперы – тоже из Большого. Вчера перед началом генерального прогона Михаил ГРАНОВСКИЙ рассказал о новой работе:

— Это постромантическая опера, написанная в немецкой музыкальной традиции, с роскошным, поистине вагнеровским оркестром – многоплановым, многожанровым. Здесь звучат и молитва, и отголоски немецкие фольклорные мелодии, возникают аллюзии с музыкой Рихарда Вагнера, Густава Малера, Рихарда Штрауса. Опера Хумпердинка очень живописна. В ней есть дуновение ветра, пение птиц, поступь феи, полёт ведьмы…

 

Фото Антона Буценко/"Вечерний Екатеринбург"

 

Коллекционный «пряник» для семьи

Cюжет премьерного спектакля для детей и взрослых, который сегодня представляет зрителям Театр оперы и балета, знаком каждому читателю сказок братьев Гримм. Он и стал в своё время (116 лет назад) основой либретто оперы Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель».

Оперное действие на екатеринбургской сцене начинается разбитым в пылу игры горшком. Мать приходит усталая, чуть ли не падает вместе с вязанкой хвороста у порога, а сын с дочкой «радуют» разлитым молоком – последним в доме съестным. Добрый отец семейства отсутствует – навязал метёлок и отправился продавать, заступиться за деток некому, и мать в праведном гневе («Где моя палка?!..») отправляет Гензеля и Гретель в лес за ягодами. А там, в лесной чаще, в домике-прянике проживает ведьма, которая очень любит детей, потому что их ест.

У братьев Гримм, которые сказок не сочиняли, а записывали их за немецким народом, история пожёстче. Не мать, а мачеха. Не за ягодками отправила, а с глаз долой – на верную смерть. Ну, просто фольклорный триллер. Наш оперный спектакль, который постановщик Алина Чевик определяет как «семейный», нежнее и невиннее литературного первоисточника и вряд ли чем-нибудь напугает даже юную публику. Опера, кстати, как и предупредил перед вчерашним генеральным прогоном дирижёр-постановщик Михаил Грановский, «женская». Только один персонаж-мужчина – вязальщик мётел Петр (Владимир Копытов). Все остальные партии исполняют актрисы: Екатерина Нейжмак (мама Гертруда), Александра Куликова (Ведьма), Наталья Карлова (Дрёма) и Наталья Мокеева (Фея Росы). И, конечно, забавные и трогательные роли-травести братца с сестрой, Гензеля и Гретель, – тоже: Светлана Пастухова и Елена Дементьева.

Фото Антона Буценко/"Вечерний Екатеринбург"

Театральные чудеса, наверняка, потрясли бы зрителей предыдущих постановок «Гензель и Гретель» на сцене Екатеринбургского театра: в 1913-м и в 1928 году. Полёт валькирии, то есть ведьмы, – не на метле, а на летательном аппарате с клаксоном. Есть и печка с «живым» огнём, и лес, в «лазерном шоу» напоминающий глубины океана. И действительно чудесный и яркий домик-пряник. А для тех, кому непременно надо пострашнее, – всевидящие глаза, всеслышащие уши прямо на деревьях (художник Дмитрий Чербаджи). Может быть, удивятся такому волшебству и нынешние дети, искушённые чудесами «высоких технологий».

Дирижёр сказал «ВЕ» перед показом, что одна из его задач – не подавить оркестром, происходящее на сцене. И оркестр, и дирижёр изо всех сил старались играть как можно деликатнее. Однако «вагнеровское» звучание музыки Хумпердинка, видимо, плохо поддаётся pianissimo. Во всяком случае, слова, пропетые замечательными певцами с отменной дикцией, были едва различимы. И родителям на семейном просмотре придётся «переводить» ребятам, отвечать громким шёпотом на их бесконечные вопросы: «А что он (она) сказала сейчас?..» Ведь не будет же юная публика сидеть в зале на спектакле с текстами, как взрослые меломаны – с партитурой.

Увертюра оперы «Гензель и Гретель» – красивая, но по-вагнеровски, чьей традиции следовал Хумпердинк, несколько тяжеловесная, и длится минут десять. Трудно представить ребёнка 9-10 лет современного воспитания, который всё это время будет смотреть на занавес, и не ёрзать, и не дёргать родителей: «Ну, когда-а-а?». В конце XIX века, когда прошли премьеры в Москве и в Санкт-Петербурге, и в 1913-м, когда «Гензель и Гретель» впервые исполнили на этой екатеринбургской сцене, дети и родители были совсем другими. В оперу ходили те, кого пестовали бонны и гувернантки, учили иностранным языкам, музыке и этикету.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ОКТЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
сентябрь 2018 ноябрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  18 октября 2018 (чт) в 18:30

СНЕГУРОЧКА
Спектакль театра "Старый дом", Новосибирск

 
  19 октября 2018 (пт) в 18:30

НОВАЯ МУЗЫКА РОССИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ. ПРЕМИЯ
в рамках Урал Опера Балет Феста

 
  20 октября 2018 (сб) в 18:00

OYSTER ("УСТРИЦА")
Танцевальный спектакль Inbal Pinto & Avshalom Pollak Dance Company (Тель-Авив)

 
  21 октября 2018 (вс) в 18:00

Премьера

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  23 октября 2018 (вт) в 18:30

Дж. Россини
ГРАФ ОРИ

Опера в двух действиях

 
  24 октября 2018 (ср) в 18:30

П. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57