106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Санкт-Петербургский международный культурный форум


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  01 ноября 2018
Балет «Пахита» получил 10 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска»

Опера «Греческие пассионы» и проект MADE IN URAL (балеты «Увертюра» и «Любовные песни») — вошли в лонг-лист премии.

 
  подробнее...  
  29 октября 2018
Андрей Шишкин о закулисье театра

Интервью директора Урал Опера Балета "Российской газете".

 
  подробнее...  
  24 октября 2018
Театральные критики о премьере балета "Приказ короля"

Федеральные СМИ публикуют рецензии критиков, побывавших на премьере "Приказа короля" и открытии "Урал опера балет феста".

 
  подробнее...  
  21 октября 2018
Постановщики презентовали макет оперы "Три сестры"

Оперный режиссер Кристофер Олден поставит в Урал Опере "Три сестры" - оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша по мотивам Чехова.

 
  подробнее...  
  19 октября 2018
"Мир балетного прошлого увлекает Самодурова вперед"

Федеральная пресса о премьере балета "Приказ короля" в Екатеринбурге.

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / О театре / Пресса о театре / полный текст статьи

ПОДАРОК ТУРЕЦКОМУ ЗРИТЕЛЮ – и не только ему

Аркадий Соколов-Каминский
07 февраля 2011

Труппа Екатеринбургского театра оперы и балета прибыла в столицу Турции Анкару по приглашению Международной культурной организации тюркских народов ТЮРКСОЙ. Состоялось два спектакля - 13 и 14 января. Среди почетных гостей присутствовали пятнадцать послов, в том числе представители России и республик бывшего СССР в Турции, представители дипломатического корпуса, турецкие министры и их заместители, а также директор департамента современного искусства и международных культурных связей Министерства культуры РФ Алексей Шалашов.

Азербайджанская музыка и русский балет царили здесь, в оперном театре Анкары, два дня. Екатеринбургский театр давал в турецкой столице спектакль «Любовь и смерть», созданный интернациональной постановочной бригадой: хореограф – Надежда Малыгина, художник – Игорь Иванов, дирижер-постановщик – Фабио Мастранжело. Местный оперный театр невелик по размерам, да и сцена оказалась, пожалуй, маловата для масштабного и зрелищного спектакля. Были трудности и со светом, и с монтировкой декораций. Однако вылилось все в итоге в настоящий праздник искусства, согревающего сердца, сближающий людей разных национальностей и культур. Признаемся, события такого уровня не так уж часты даже в отечественном балете последних десятилетий. И хозяйкой здесь была прежде всего первоклассная музыка.

Она принадлежит несомненному авторитету – самобытному певцу и композитору Поладу Бюльбюльоглы, фигуре знаковой для азербайджанского искусства и, шире, для культуры и даже политики. Композитор по-своему продолжает традиции азербайджанской национальной композиторской школы, подарившей блистательные балетные партитуры – достаточно вспомнить прежде всего такие произведения как «Семь красавиц» и «Тропою грома» К. Караева, учителя Бюльбюльоглы, и «Легенда о любви» А Меликова. Эти постановки стали крупными достижениями балетного театра ХХ века, этапными для истории отечественной хореографической культуры.

Основой сюжета послужил древний азербайджанский эпос «Китаби Деде Горгуд», в переводе – «Книга отца моего Горгуда», имеющий более чем тысячелетнюю историю. Здесь воплотилась душа азербайджанского народа, его мечты о счастье, умение преодолевать трудности, находить в себе силы отстоять право на свободу, любовь, жизнь. Тут будут и предательство, и измена. И вырастут они из ненависти. Она разделяет людей, она мешает им остаться самими собой, не изменить своей человеческой сути. В создании первоначального либретто принимал участие композитор; окончательный вариант принадлежит хореографу-постановщику Н. Малыгиной.

Прошлое и современность в музыкальном материале сплетены, составляют одно целое. Красочные фольклорные интонации пронизывают весь балет, поражая богатством и разнообразием музыкальных форм, мелодий, ритмов. А приемы композиторского письма весьма изобретательны, новы, свидетельствуют об остром чутье автора к достижениям современного музыкального мышления и таланте органично сплавить их с накопленными фольклором сокровищами.

Театральное действие начинается как бы исподволь, приглушенно, чтобы потом разгореться пламенем танца – то зажигательного, то нежного, то шутливо-ироничного.

Подростки, мальчик и девочка, из нашей, сегодняшней жизни пытаются проникнуть любопытным взором в незнакомое прошлое, укрытое пеленой неизвестности. Оно лишено многокрасочности и звонкости потока жизни, представлено каменными глыбами, неподвижными и немыми. Это прошлое пока не вступает с пришельцами в диалог. Понадобится присутствие всепроникающей, кичливо нагловатой Смерти, чтобы глыбы ожили, выдавая присутствие там дыхания жизни, открыв прошлое в связях с современностью как процесс вечный, неостановимый.

Смерть в спектакле – образ центральный и многозначный. Это не столько персонаж, сколько символ. Воплощение мирового зла, темных сторон человеческой души. Но и могучий импульс к движению истории, к разворачиванию происходящего, к выявлению подлинных нравственных ценностей в душе каждого участника.

Художник И. Иванов предложил лаконичное сценографическое решение. Это единая конструкция – установка на весь двухактный спектакль, главная деталь которой – подиум в глубине сцены. Оттуда хлынет на нас празднество, оттуда придет опасность, там разворачивается счастливый дуэт молодоженов. Место действия обозначат выразительные детали.

Костюмы этнографически узнаваемы, хотя и лишены чрезмерной бытовой достоверности. Здесь пиршество красок, переливающихся всеми звонкими возможностями палитры. И только там, где Смерть вступает в свои права, где зло завоевывает человеческую душу, ее цвет, черный, вытесняет остальные.

Хореограф Н. Малыгина создала увлекательный спектакль, в котором счастливо соединяются изобретательная хореография и напряженный драматизм повествования. У нее завидное режиссерское чутье, которое обогащает выразительными театральными деталями весь ход сценического действия. Оно льется непрерывно, без остановок на эпизоды пантомимные. Игровые сцены осмыслены пластически и потому органично соединяются с танцевальными. Пластика отвечает нашему отечественному представлению о том, что такое современный танец. В его основе – богатства танца классического, по-своему увиденные художником наших дней. Национальный колорит вводится тактично и не становится самодовлеющим. Тем не менее узнаваем, красочен, декоративен. И обогащает выразительность очень индивидуальными интонациями.

Особенно удаются хореографу дуэты – и лирические, и насыщенные драматизмом. И сцены боев удаются тоже.

Деликатно использованные современные сценографические приемы, (проекции изображения, тени): они позволяют добиться эффекта сказочности, напряженности динамичного действия, обилия участников, особенно в сценах битв, при сравнительно небольшом составе труппы.

Все эпизоды спектакля хореограф стремится облечь в виртуозные формы танца. Даже номера дивертисментного характера – такие как джигиты-травести первого акта и танец наложниц во втором – Малыгина окружает контекстом происходящего и оттого скрепляет с ходом действия.

Музыкальная часть спектакля исполнена на очень высоком уровне. Заслуга тут и одаренных музыкантов, и, конечно же, талантливого дирижера. Павел Клиничев, воспитанник московской консерватории, обнаружил недюжинный темперамент и отличное владение оркестром. Дирижер любовно пестует находки композитора, мастерски выстраивает мощные кульминации, наслаждается ритмическим богатством. Он добивается максимальной выразительности оркестрового звучания. Огромные сцены, где царствуют ударные, в его трактовке воспринимаются то сухими, лишенными чувственных красок, то поразительно щедрыми на разнообразие эмоциональных оттенков. Зрелый, очень профессиональный музыкант и художник.

Балетная труппа проявила в работе над спектаклем несомненную заинтересованность, и это чувствуется в исполнении и солистов, и кордебалета. А в кордебалетные танцы хореограф смело вводит и виртуозные элементы, и весьма замысловатые поддержки.

Особенно хороши солисты. Хрупкая, с изысканно красивыми линиями Елена Воробьева в партии Байджан очаровывает и поэтичным танцем, и непреклонной решимостью своей героини. Ее партнер Максим Клековкин –Азер – прежде всего запомнился в дуэтах. Сложные акробатические элементы он исполнил играючи, легко, выигрышно подавая балерину. Мощный Денис Зайнтдинов – Ялынджик – убеждает и виртуозным танцем, и осмысленной игрой. Но центром происходящего, как и предписано сценарием, становится, конечно же,. Алия Муратова в чрезвычайно насыщенной трудностями роли Смерти. Виртуозная танцовщица открывает в себе незаурядные актерские возможности, подчиняя себе зрительный зал, заставляя его взрываться благодарными аплодисментами. Актерский ансамбль удачен и сложился, каждый занял там свое место: Никита Москалец (Газан-хан) и Сергей Кращенко (Мелик-хан), Мария Иванова (Девочка) и Андрей Вешкурцев (Мальчик). Чрезвычайно соблазнительна пластичная и чувственная Ольга Третьякова – главная наложница.

Спектакль «Любовь и смерть» продолжает добрую традицию осмысленного танца, сложившуюся в русском балете последних двух веков. Здесь отношения человеческие опоэтизированы и стали центром происходящего. А духовные достижения одного народа воспринимаются как ценность общечеловеческая. И потому интересны для всех.

предыдущаяследующая

 

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
НОЯБРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь 2018 декабрь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  16 ноября 2018 (пт) в 18:30

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  17 ноября 2018 (сб) в 11:00

Б. Павловский
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ

Балет в трех действиях, исполняется под фонограмму

 
  17 ноября 2018 (сб) в 18:00

Дж. Пуччини
БОГЕМА

Опера в четырех действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 11:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  18 ноября 2018 (вс) в 18:00

А.Васильев
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Балет в двух действиях

 
  21 ноября 2018 (ср) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  22 ноября 2018 (чт) в 18:30

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57