106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

Репертуар

 
 

Билеты

 
 

Часто задаваемые вопросы

 
 

Как проехать

 
 

Правила

 
 
 

АНОНСЫ

 
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ СПЕКТАКЛЯ

 
  24 января 2012
ДИРЕКЦИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ БАЛЕТА ВЯЧЕСЛАВ САМОДУРОВ ПРИГЛАШАЮТ БАЛЕРИН И ТАНЦОВЩИКОВ

 
  подробнее...  
  26 августа 2011
ФОТОГАЛЕРЕЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
 

ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ

 
  28 ноября 2011
ГАЗЕТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА
№№1-5/2009, №№1-10/2010, №1-8/2011
   
  подробнее...    
  все статьи в прессе    
 
Главная / Афиша и билеты / Репертуар / ШОПЕНИАНА

  Ф. Шопен
ШОПЕНИАНА
  Одноактный балет


ХОРЕОГРАФИЯ Михаила ФОКИНА

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ заслуженного деятеля искусств Чувашии Нины БЕЛИКОВОЙ

ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК – Маргарита МУКОСЕЕВА

ДИРИЖЕР-ПОСТАНОВЩИК – заслуженный артист КазССР Евгений МАНАЕВ

Постановка 1979 года

Продолжительность спектакля 40 минут

 

РОМАНТИЧЕСКАЯ ГРЕЗА

«Шопениана», вероятно, первый в истории ретро-балет. Однажды хореограф, чьим уделом стало ниспровержение канонов прошлого, сочинил спектакль, где не сумел или не захотел скрывать своего преклонения перед минувшей эпохой. Первым из собратьев по профессии он отправился на поиски утерянной красоты и утраченного времени, и родилась изысканная хореографическая греза, которая и сейчас, много лет спустя, звучит объяснением в любви прекрасной эпохе – романтизму.

Автор «Шопенианы» Михаил Фокин (1880 – 1942) – первый хореограф дягилевской антрепризы, а еще раньше он повел борьбу с косностью и штампами в императорском балете, обрекая себя на жизнь, далекую от конформистского благоденствия. Свою книгу воспоминаний позже Фокин так и назовет – «Против течения». Он искал новые формы и сюжеты, для каждого спектакля пытался найти неповторимое решение и хореографический язык. Восставал против условных балетных жестов (своего рода язык глухонемых) и неизменных во всех случаях жизни балеринских пачек. Будучи еще и музыкантом, считал, что в балет должна прийти первоклассная музыка, и работал со Стравинским и Равелем, сочинял на музыку Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Шумана, Листа, Р. Штрауса, Рахманинова. Сотрудничал с крупнейшими художниками той эпохи – Головиным, Бенуа, Бакстом. Среди его лучших балетов «Жар-птица» и «Петрушка», «Шехеразада» и «Карнавал», «Египетские ночи» и «Арагонская хота». Ему принадлежат пользующиеся всемирной известностью «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» Бородина и созданный специально для Анны Павловой гениальный «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса.

В первоначальном варианте 1906 года «Шопениана» была мало похожа на нынешнюю. Тогда Фокин использовал оркестровую сюиту Глазунова из четырех фортепианных пьес Шопена, в каждой из которых воссоздавал сюжетные сценки из польской жизни. И только Вальс cis-moll был сочинен как дуэт двух солистов. Его танцевали Анна Павлова и Михаил Обухов, и сам Фокин так описывает их танец: «Сильфида – крылатая надежда – влетает в освещенный лунным светом романтический сад. Ее преследует юноша. Это был танец в стиле Тальони, в стиле того забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать свой стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического… Публика была очарована, и я вместе с ней. Павлова произвела на меня такое сильное впечатление, что я задумался над тем, не поставить ли целый балет в том же стиле…». Так, вдохновленный искусством великой балерины, Фокин в 1908 году сочинил «Шопениану», как годом раньше «Умирающего лебедя».

В июне 1909 года балет, в окончательной редакции состоящий из восьми пьес Шопена, был показан в Париже. Легендарные Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский вызвали своим искусством бурное восхищение (знаменитая афиша «Русских сезонов» Валентина Серова запечатлела Павлову именно в «Шопениане»). Для этих гастролей балету было дано новое название, придуманное художником Александром Бенуа и отразившее стилизаторские устремления «Мира искусства». «Сильфиды» – это несомненная отсылка к знаменитому романтическому спектаклю, попытка воскресить давно прошедшее и позабытое (напомним, что возвращение к жизни самого балета «Сильфида» произойдет много позже, лишь в 70-е годы!). Под именем «Les Sylphides» фокинский шедевр знают и танцуют во всем мире.

Ну а в России прижилось прежнее название, и вслед за «Шопенианой» одна за другой возникают постановки других балетмейстеров: «Листиана», «Моцартиана», «Штраусиана»… Танцевать на музыку, не предназначенную для балета, стало в ХХ веке традицией, подарившей немало истинных откровений. Перед нами же самый первый образец бессюжетного хореографического спектакля. В «Шопениане» властвует то, что является в балете главным: неуловимо тонкое переплетение музыки и танца. Пленительные шопеновские миниатюры и зыбкие пластические эскизы взаимосвязаны так, что нет желания выяснять, что послужило импульсом, а что откликом. Музыка Шопена словно вызывает к жизни образы легкокрылых танцовщиц эпохи романтического балета 30-40-х годов XIX века – Мария Тальони, Фани Эльсер, Карлотты Гризи… В хореографическом потоке, проникнутом щемящей ностальгией, возникают пластические цитаты: летящие арабески, мягкие прыжки и невесомые парения танцовщицы в руках кавалера. И никаких виртуозных излишеств и эффектных танцевальных па. Фокин словно накладывает на себя жесткий обет самоограничения. Доминируют благородная простота и изящество, красота групповых мизансцен, утонченность сольных фрагментов. Удивительный балет эпохи «серебряного века», грустящий о прошлом и заглядывающий в будущее.

 

Действующие лица и исполнители:


СОЛИСТЫ Виктор Механошин

лауреат Международных конкурсов, лауреат Молодежной премии «Триумф», лауреат премии Губернатора Свердловской области
Елена Кабанова

Илья Бородулин

Марина Ковалёва

Наталья Кузнецова

Олеся Мамылова

Светлана Черноусова

Дирижер Приглашенный дирижер
Владислав Лягас

Полный репертуар

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ЯНВАРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
декабрь 2017 февраль 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57