106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

Репертуар

 
 

Билеты

 
 

Часто задаваемые вопросы

 
 

Как проехать

 
 

Правила

 
 
 

АНОНСЫ

 
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ СПЕКТАКЛЯ

 
  24 января 2012
ДИРЕКЦИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ БАЛЕТА ВЯЧЕСЛАВ САМОДУРОВ ПРИГЛАШАЮТ БАЛЕРИН И ТАНЦОВЩИКОВ

 
  подробнее...  
  26 августа 2011
ФОТОГАЛЕРЕЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

 
  подробнее...  
  29 октября 2009
ДЕБЮТ

28 октября 2009 - "ШЕХЕРАЗАДА"

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
 

ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ

 
  28 ноября 2011
ГАЗЕТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА
№№1-5/2009, №№1-10/2010, №1-8/2011
   
  подробнее...    
  все статьи в прессе    
 
Главная / Афиша и билеты / Репертуар / ШЕХЕРАЗАДА

  Н. Римский-Корсаков
ШЕХЕРАЗАДА
  Одноактный балет


Возрастная категория 12+

Либретто Михаила Фокина, Льва Бакста в редакции Вячеслава Гордеева

ХОРЕОГРАФИЯ Михаила ФОКИНА

в редакции народного артиста СССР Вячеслава ГОРДЕЕВА

ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК – заслуженный художник России Станислав ФЕСЬКО

ДИРИЖЕР-ПОСТАНОВЩИК – заслуженный деятель искусств России,

лауреат премии Губернатора Свердловской области Владимир БОЧАРОВ

Постановка 2005 года

Продолжительность балета 40 минут

 

«ШЕХЕРАЗАДА»

Султан Шахрияр, уверовав в коварство женщин, каждый день брал в жены юную девушку, а назавтра казнил ее. Так продолжалось в течение трех лет, и в городе не осталось ни одной девушки. А у визиря была дочь Шехеразада, которая «читала книги, летописи, жития древних царей, преданья о минувших народах, и она, говорят, собрала тысячу летописных книг, относящихся к древним народам, царям и поэтам». И Шехеразада стала женой султана. Каждую ночь она рассказывала ему сказки и истории одна другой увлекательнее и умолкала, едва наступало утро. Сказка всегда обрывалась на самом интересном месте, и Шахрияр, желая услышать продолжение, откладывал казнь жены. Так прошла ровно тысяча и одна ночь – почти три года. И Шахрияр помиловал свою жену.

В начале XVIII столетия во Франции впервые появилось широко известное на Востоке собрание повестей и сказок «Тысяча и одна ночь». С французского сказки скоро были переведены на многие другие языки и с тех самых пор не раз будили воображение художников разных сфер искусства.

 

«ШЕХЕРАЗАДА» Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Симфоническая сюита «Шехеразада» (1888г.) занимает особое положение в творчестве Римского-Корсакова. Во-первых, именно с этим произведением он дебютировал на международной концертной эстраде, и столь удачно, что «Шехеразада» до сих пор является за рубежом самым репертуарным из всего написанного композитором. Во-вторых, эта симфонизированная восточная сказка, писал Николай Андреевич, «заканачивает период моей деятельности, в конце которого оркестровка моя достигла значительной степени виртуозности и яркой звучности без вагнеровского влияния, при ограничении себя обыкновенным глинкинским составом оркестра» (Н.А. Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни»).

Известно, что относительно «Шехеразады» имелся проект уточнения ее сюжетной основы: первая часть – «Море. Синдбадов корабль», вторая – «Рассказ Календера-царевича», третья – «Царевич и царевна», четвертая – «Багдатский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Однако Римский-Корсаков отказался от подобных, конкретизирующих музыкальное содержание подзаголовков, а равным образом и от подзаголовков другого типа, придававших сочинению традиционный облик (Prilude, Ballade, Adagio, Finale). «Мне хотелось, - писал он, - чтобы слушатель, если ему нравится моя пьеса как симфоническая музыка, вынес бы впечатление, что это несомненно восточное повествование о каких-то многочисленных и разнообразных чудесах. Почему же, в таком случае, моя сюита носит имя именно Шехеразады? Потому, что с этим именем и с названием «Тысяча и одна ночь» у всякого связывается представление о востоке и сказочных чудесах, а сверх того некоторые подробности музыкального изложения намекают на то, что это все различные рассказы одного лица» (Н.А. Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни»).

Калейдоскоп тем и мотивов, стилизованных «в восточном роде», резкие и сочные контрасты, световые эффекты звуковых красок, богатство оркестрового колорита – звучащее содержание «Шехеразады», одного из обаятельнейших сказаний о востоке в русской музыке. Исключительная яркость, красочность и образность этого произведения сделали его чрезвычайно популярным. «Шехеразада» привлекла к себе внимание не только выдающихся русских и зарубежных дирижеров, постоянно включавших и включающих ее в программы своих концертов, но и неоднократно служила основой для хореографических спектаклей.

 

«ШЕХЕРАЗАДА» МИХАИЛА ФОКИНА

Михаил Фокин одним из первых среди отечественных и зарубежных балетмейстеров обратился к хореографическому воплощению музыки Римского-Корсакова. На протяжении всей своей творческой практики он постоянно черпал вдохновение в красочном и певучем звучании как вокальных, так и инструментальных опусов великого русского композитора. Судить сегодня с уверенностью о постановках балетмейстера, о принципах его работы над музыкальным материалом позволяет не только доставшийся нам в наследство текст авторских хореографических композиций на корсаковскую музыку, но и весьма обширный литературный архив хореографа, в котором он в развернутом и последовательном изложении, характерном для почерка истинного теоретика своего предмета, подробно описал этапы становления и реализации своих творческих замыслов.

Музыкальное содержание симфонической сюиты по восточным сказкам «Тысяча и одна ночь» стало первой пробой пера хореографа в плане хореографического воплощения инструментальной музыки Римского-Корсакова. «Шехеразада», как хореографическое целое, была создана в 1910 г. для дягилевской антрепризы «Русские сезоны» в Париже. Идея использовать музыку симфонической сюиты в качестве музыкальной основы хореографической композиции принадлежит (по свидетельству самого Фокина) русскому художнику-живописцу Льву Баксту. Он является и автором сюжетного композиционного плана, в своих опорных пунктах сценического действия детально обозначенного в клавире произведения. Бакст предложил (и заинтересованные его предложением соавторы будущего спектакля согласились с ним) связать музыку с развернутым сценическим действием, повествующим о диких нравах восточной деспотии, о зверской расправе шаха над женами своего гарема, которые были уличены в супружеской измене жестокому властелину.

Воплощение на сцене хореографическими средствами такого пикантного сюжета, хотя и не находившего смысловой опоры в предписанной сюите авторской программе, позволяло постановщику организовать весьма остро драматическое и зрелищно захватывающее для тогдашней, падкой до сенсаций, парижской публики танцевальное действо, опирающееся в своем движении на великолепную по художественным качествам музыку.

В процессе репетиционной работы Фокин несколько изменил сюжетный план постановки, углубив психологическую разработку образов не только главных, но и второстепенных персонажей, и расширил арсенал сугубо танцевальных средств, оттеснив на периферию излюбленные в то время выразительные средства условной балетной пантомимы. Спектакль был поставлен так, как до этого балеты не ставились, без единого условного жеста. Жест был только действенно-эмоциональный. Хореографу удалось соединить в художнически новаторской музыкально-хореографической структуре выразительные средства программно-обобщенной музыкальной формы и визуально-конкретного, драматически действенного танца, в конечном итоге вылившихся в доселе не известную миру, глубокую по смыслу хореографическую драму. Успех премьерного спектакля был безусловным и ошеломляющим. Но подробно на этом факте нет необходимости останавливаться, поскольку о нем много написано как на русском, так и французском языках.

 

Действующие лица и исполнители:


ЗУБИДА Анастасия Багаева

Наталья Кузнецова

РАБ Виктор Механошин

заслуженный артист Башкортостана, лауреат Международного конкурса
Денис Зайнтдинов

ШАХ ШАХРИЯР Инспектор балета
Владимир Юрьевич Кусакин

ЕВНУХ Иван Собровин

ОДАЛИСКИ Анастасия Багаева

Анастасия Ракитина (Шилова)

Екатерина Глазырина (Егоровская)

Елена Трубецкова (Грозных)

Марина Ковалёва

Надежда Шамшурина

Олеся Мамылова

Ольга Попова (Колотовкина)

Дирижер Дирижер
Антон Шабуров

Приглашенный дирижер
Владислав Лягас

Полный репертуар

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ЯНВАРЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
декабрь 2017 февраль 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57