106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

Репертуар

 
 

Билеты

 
 

Часто задаваемые вопросы

 
 

Как проехать

 
 

Правила

 
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ СПЕКТАКЛЯ

 
  24 января 2012
ДИРЕКЦИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ БАЛЕТА ВЯЧЕСЛАВ САМОДУРОВ ПРИГЛАШАЮТ БАЛЕРИН И ТАНЦОВЩИКОВ

 
  подробнее...  
  26 августа 2011
ФОТОГАЛЕРЕЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
 

ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ

 
  28 ноября 2011
ГАЗЕТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА
№№1-5/2009, №№1-10/2010, №1-8/2011
   
  подробнее...    
  все статьи в прессе    
 
Главная / Афиша и билеты / Репертуар / КАРМЕН-СЮИТА

  Ж. Бизе - Р. Щедрин
КАРМЕН-СЮИТА
  Одноактный балет


Возрастная категория 12+

Либретто А. Алонсо по новелле П. Мериме

Хореография Альберто Алонсо

Постановка – заслуженный артист России Азарий Плисецкий, Александр Плисецкий

Дирижер-постановщик – заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Губернатора Свердловской области Владимир Бочаров

Художник-постановщикБорис Мессерер

Постановка 1978 года

 

Кармен на балетной сцене

Почти полтора века образ Кармен неудержимо влечет к себе многих художников, воплощающих его в стихах и прозе, в музыке и театре, в живописи и кино. Впервые сюжет о самой знаменитой цыганке стал фактом искусства в 1845 году, когда французский писатель Проспер Мериме написал свою новеллу. Уже через год молодой хореограф и танцовщик Мариус Петипа ставит на балетной сцене Мадрида одноактный балет «Кармен и тореодор». А 29 лет спустя появляется один из самых знаменитых оперных шедевров – «Кармен» Жоржа Бизе. С тех пор образ испанской цыганки неразрывно связан с музыкой великого француза.

В ХХ веке балеты, использующие партитуру Бизе, появлялись регулярно. Среди самых известных – «Кармен» Ролана Пети, созданная им в 1949 году для Зизи Жанмер, и штутгарский спектакль 1971 года Джона Кранко, где танцевала Марсия Хайде; среди менее известных – хореографический опус американцев Р.Пейдж и Б.Стоуна под названием «Ружья и кастаньеты». Мало кто знает, что в России еще в 30-е годы подобную попытку осуществлял и гонимый впоследствии хореограф-новатор Касьян Голейзовский.

В 1967 году в афише Большого театра СССР возникает новое название – балет «Кармен-сюита». В нем было все необычно: идея великой бунтарки Майи Плисецкой, которой надоело танцевать один и тот же классический репертуар. Музыка Бизе в остросовременной транскрипции мужа балерины, композитора Родиона Щедрина. Хореография Альберто Алонсо – почти что танец модерн, пожалуй, впервые на академической сцене головокружительно смелые позы и поддержки, явственный эротический подтекст. А еще – полное отсутствие псевдоиспанской этнографии и сюжет, сконцентрированный до символики мифа… После скандальной премьеры были и попытки запретить спектакль, и, вошедшая в историю как анекдот, реакция министра культуры Фурцевой: «Из героини испанского народа вы сделали женщину легкого поведения!». Но главное – зрительский успех, нараставший как снежный ком.

Вслед за Большим театром «Кармен-сюита» попадает на сцены практически всех российских театров, она становится невероятно популярна во всем мире. Интенсивна и параллельная филармоническая жизнь партитуры Щедрина. Особенно эту музыку полюбили спортсмены: гимнасты, фигуристы, синхронные пловцы. Тем временем рождались и рождаются новые хореографические прочтения, одна из недавних и самых ошеломляющих интерпретаций «Кармен-сюиты» – балет шведа Матса Эка, известного своими провокационными опытами по «перелицовке» классики.

В нашем городе «Кармен-сюита» впервые была поставлена в 1978 году. Перенос хореографии Алонсо осуществили балетмейстеры Азарий и Александр Плисецкие. С того времени балет неизменно в репертуаре театра.

 

 

Майя Плисецкая:

Танцевать Кармен мне хотелось всегда. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно – то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах – образ Кармен являлся первым. Начала с либретто. Решила увлечь своей затеей – чем черт не шутит – Шостаковича. Он мягко, но непреклонно отказался. Главный его довод был – «боюсь Бизе» – с полушутливой интонацией… Потом подступалась к Хачатуряну. Но дальше разговоров дело не ушло… И вот новое действующее лицо. В конце 1966 года на гастроли в Москву приехал Кубинский национальный балет. Шел спектакль, поставленный их главным балетмейстером Альберто Алонсо. С первого же движения меня словно ужалила змея. Это язык Кармен. Это ее пластика. Ее мир. В антракте бросаюсь за кулисы. «Альберто, вы хотите поставить «Кармен»? Для меня?» – «Это моя мечта…» Скоро Альберто Алонсо приехал в Москву с уже сочиненным либретто, музыку же обещал написать для меня Щедрин…

 

Родион Щедрин:

Образ Кармен стал нарицательным благодаря музыке Жоржа Бизе. «Кармен» вне Бизе, думается, всегда будет нести некоторое разочарование. Слишком прочно связана наша память музыкальными образами бессмертной оперы. Так пришла мысль о транскрипции. Когда-то этот почти забытый сегодня жанр музыкального искусства был одним из самых распространенных. Сошлюсь, к примеру, на транскрипции скрипичных концертов Вивальди Бахом, сочинений Паганини – Листом и Шуманом, на знаменитые переложения Бузони, Крейслера… Выбрав жанр, надо было выбрать инструментарий. Надо было решить, какие инструменты симфонического оркестра смогут достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче всего подчеркнут очевидную хореографичность музыки Бизе. В первом случае эту задачу, на мой взгляд, могли бы решить лишь струнные инструменты, во втором – ударные. Так сложился состав оркестра – струнные и ударные. Я с искренней уверенностью работал над партитурой балета. Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это было не рабским, а творческим.

 

Альберто Алонсо:

Кармен! Что можно сказать об этом образе? Мне он чрезвычайно интересен. Меня привлекла мысль Майи Плисецкой хореографическим языком рассказать историю цыганки Кармен. Кармен хочет взять от жизни все. Если условием ее является игра со смертью, она принимает и это. Поэтому жизнь Кармен представляется мне как бы ареной, где она ведет борьбу за свою свободу со всеми, кто посягает на нее. Судьба Кармен, как судьба тореро и быка, всегда на грани жизни и смерти. Не случайно действие балета заключено в цирковую арену и в нем появился персонифицированный образ Рока. Стремление Кармен к свободе чувства, мысли, поступка приводит ее к конфликту – к трагедии. 

 

Действующие лица и исполнители:


КАРМЕН Анастасия Багаева

лауреат Международных конкурсов, лауреат Молодежной премии «Триумф», лауреат премии Губернатора Свердловской области
Елена Кабанова

Елена Трубецкова (Грозных)

ХОЗЕ Виктор Механошин

заслуженный артист Башкортостана, лауреат Международного конкурса
Денис Зайнтдинов

ТОРЕРО Виктор Механошин

КОРРЕХИДОР Михаил Николаев

РОК Анастасия Багаева

Елена Трубецкова (Грозных)

Наталья Кузнецова

ТАБАЧНИЦЫ Анастасия Ракитина (Шилова)

Екатерина Глазырина (Егоровская)

Наталья Кузнецова

Светлана Черноусова

МАСКИ Александр Меркушев

Алексей Марков

Антон Гузеев

Вадим Ерёмин

Иван Мохнаткин

Феликс Коньков

Дирижер Дирижер
Антон Шабуров

Приглашенный дирижер
Владислав Лягас

Полный репертуар

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
АПРЕЛЬ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
март 2018 май 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57