106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

Репертуар

 
 

Театральные кассы

 
 

Заказ билетов по телефону

 
 

Часто задаваемые вопросы

 
 

Как проехать

 
 

Правила

 
 

Состав актеров

 
 
 

АНОНСЫ

 
 
Международный проект «Греческие пассионы». Первая Постановка в России»


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета


 
  подробнее...  
 
К 200-летию Мариуса Петипа - премьера балета "Приказ короля"


 
  подробнее...  
 
Благотворительная выставка-ярмарка "От сердца к сердцу"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ СПЕКТАКЛЯ

 
  14 мая 2014
ПЕЧАЛЬНОЕ ИЗВЕСТИЕ. 13 мая ушел из жизни заслуженный артист России, профессор Валерий Юрьевич Писарев

 
  подробнее...  
  18 апреля 2014
Лауреаты премии «Золотая Маска» будут объявлены сегодня на Церемонии закрытия фестиваля в Большом театре

 
  подробнее...  
  01 апреля 2014
«Борис Годунов», «Вариации Сальери» и «Cantus Arcticus» на Фестивале «Золотая Маска»

Пресса, фотоотчеты и репортажи телеканала «Культура»

 
  подробнее...  
  14 ноября 2013
«Борис Годунов», «Cantus Arcticus» и «Вариации Сальери» – участники фестиваля «Золотая Маска»

Объявлены номинанты Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска» 2014 года

 
  подробнее...  
  24 октября 2013
Гарри Агаджанян впервые исполнит партию Бориса Годунова

 
  подробнее...  
  28 мая 2013
Сразу пять почетных наград получил Екатеринбургский театр оперы и балета по итогам Свердловского областного конкурса театральных работ «Браво!» - 2012

 
  подробнее...  
  12 марта 2013
Определились участники театрального фестиваля «Браво!» - 2012!

 
  подробнее...  
  03 марта 2013
Главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов вручил награды театру

 
  подробнее...  
  20 февраля 2013
Газета «Музыкальное обозрение» представила ежегодный рейтинг «События и персоны года»

Директор Екатеринбургского театра оперы и балета А.Г.Шишкин — «Персона года», а постановки опер «Борис Годунов» и «Граф Ори» — «Спектакли года»

 
  подробнее...  
  01 октября 2012
В Екатеринбурге поставили «Бориса Годунова»

«Спектакль единый, цельный, страшный, совершенный во всех компонентах - от главного героя до звучания оркестра, хора, до последнего статиста. Как рыдание, как стон» - из статьи Валерия Кичина в «Российской газете».

 
  подробнее...  
  23 августа 2012
Солисты лучших театров России выступят на праздновании 100-летия оперного театра

 
  подробнее...  
  15 августа 2012
Знаменитый режиссер Александр Титель возвращается в Екатеринбург

Народный артист России спустя два десятка лет вновь поставит спектакль в Екатеринбургском театре оперы и балета

 
  подробнее...  
  30 июля 2012
Билеты на первую премьеру нового сезона и Фестиваль в честь 100-летия Оперного театра поступили в продажу

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
 

ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ

 
  16 ноября 2013
Манящее золото «Маски»
Юлия Матафонова, Уральский рабочий
В числе номинантов главной театральной премии страны — снова уральцы
   
  подробнее...    
  31 декабря 2012
Прошлое в настоящем
Ольга Девятова, журнал «УРФО», ноябрь-декабрь 2012
   
  подробнее...    
  31 октября 2012
Главное, чтобы костюмчик сидел
Евгений Маликов, Литературная газета
Настоящей народной драмой напомнила о себе опера «Борис Годунов» в постановке Александра Тителя на екатеринбургской сцене
   
  подробнее...    
  12 октября 2012
Современная антиутопия
Лев Закс, Уральский рабочий
Александр Титель ставит Мусоргского
   
  подробнее...    
  07 октября 2012
Со слезами на глазах
Александр Матусевич , OperaNews
«Борис Годунов» – премьера юбилейного сезона в Екатеринбурге
   
  подробнее...    
  01 октября 2012
В Екатеринбурге поставили "Бориса Годунова"
Валерий Кичин , Российская газета - Федеральный выпуск
Спектакль идет 2 часа 20 минут без антракта! Непрерывное действие. Спектакль единый, цельный, страшный, совершенный во всех компонентах - от главного героя до звучания оркестра, хора, до последнего статиста. Как рыдание, как стон. Как боль беспрерывная, созвучная той, что мы сегодня все чувствуем. Боль высказанная дает облегчение. "Волшебная сила искусства”, говорил Райкин.
   
  подробнее...    
  28 сентября 2012
От «Жизни за царя» до царя Бориса
Лариса Барыкина, газета «Культура»
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, один из старейших музыкальных театров России, отмечает столетний юбилей
   
  подробнее...    
  01 сентября 2012
Послания в музыке. Незабываемый театр восьмидесятых
Юлия Матафонова, газета «Уральский рабочий»
В Екатеринбургском академическом театре оперы и балета готовится постановка оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»
   
  подробнее...    
  все статьи в прессе    
 
Главная / Афиша и билеты / Репертуар / БОРИС ГОДУНОВ

  М. Мусоргский
БОРИС ГОДУНОВ
  Опера в семи картинах


Возрастная категория 12+

ФОТОГАЛЕРЕЯ

К 100-летию Екатеринбургского театра оперы и балета

М.П. Мусоргский

БОРИС ГОДУНОВ

Опера в семи картинах

(первая авторская редакция 1869 года)

Дирижер-постановщик – Михаэль Гюттлер

Режиссер-постановщик народный артист России,

лауреат Государственной премии СССР Александр Титель

Художник-постановщик народный художник России Владимир Арефьев

Художник по свету – Евгений Виноградов

Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России и Башкортостана,

народная артистка Башкортостана Эльвира Гайфуллина 

Премьера состоялась 29 сентября 2012 года

Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут  (исполняется без антрактов)

 Опера «Борис Годунов» в постановке Александра Тителя – лауреат Свердловского областного конкурса театральных работ «Браво!» - 2012 в номинациях «лучший спектакль» и «лучшая работа режиссера».

  Спектакль «Борис Годунов» – участник фестиваля «Золотая Маска» - 2014 / номинации: «лучший оперный спектакль», «лучшая работа дирижера в опере» – Михаэль Гюттлер, «лучшая работа режиссера в опере» – Александр Титель, «лучшая работа художника в музыкальном театре» – Владимир Арефьев, «лучшая мужская роль в опере» – Алексей Тихомиров.

 

«Это опера о кризисе»

Александр Титель о новой постановке на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета:

«Борис Годунов» — произведение по-прежнему нас волнующее, заставляющее переживать, размышлять. Опера о кризисе — и это заложено в самом сюжете. Речь идет о кризисе во взаимоотношениях власти и народа, спровоцированном сменой династии — в результате народ перестает доверять власти и уважать ее. Я бы хотел, чтобы герои нашего спектакля были узнаваемыми, чтобы перед зрительным залом развернулась живая история. Не ограниченная какими-то временными рамками, рассказывающая не только о том Борисе Годунове, который был, но и о том Борисе Годунове, который будет.

Это такая антиутопия. Здесь нет конкретного времени — это гипотетическое будущее, которое может произойти при определенном развитии обстоятельств.

Сооружение, которое вы увидите на сцене, в природе не существует — это придуманный художественный объект. Черты подобной архитектуры можно встретить в старинных храмах, крепостях, а можно и в современном промышленном дизайне. У нас часто бывало, что из церкви делали склад, а из детского сада — магазин. Одним словом, это такое сооружение, вызывающее ассоциации, связанные и с прошлым, и с настоящим, а может быть, и с будущим.

Герои оперы — вечно живые, все время изменяющиеся, а раз так — нужно на сцене как-то соответствовать тому, что происходит в мире, в нашей жизни. Сегодня мне тяжело представить себе людей в шубах и шапках, которые переходят из Успенского собора в Архангельский и обратно в Успенский, и весь пафос гениальной оперы уходит в это хождение и трясение бородами. Для меня это бутафория, вранье. Есть и другой вариант «прятанья» — надеть всем джинсы, вручить по ноутбуку и сделать некий срез жизни — газету, «Евроньюс». Мне это тоже кажется неубедительным. «Борис Годунов» — это не однодневка, это глубинная, сущностная вещь, в которой есть много темных и таинственных мест, которые, как мне кажется, и должны там оставаться. Как в трагедии Шекспира: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» Но какие-то важные, сущностные моменты нашего менталитета, взаимоотношений друг с другом, взрослых с детьми, власти с народом, на протяжении всей российской истории остаются животрепещущими темами.

При подготовке спектакля у меня не было задачи эпатировать. Вполне возможно, что в ходе сочинения спектакля и в процессе репетиций появились какие-то эпизоды, которые могут быть трактованы как эпатаж. Но они были рождены попыткой сделать максимально сильным художественное впечатление, дойти до главного в поисках смысла. 

 

Владимир Арефьев, художник-постановщик:

Нами двигало искреннее желание прочувствовать гений Пушкина и гений Мусоргского. Поэт и композитор создавали свои произведения в соответствии с жанровыми и стилевыми особенностями своего времени, но выяснилось, что по чувствам, эмоциям, ощущениям, по настроениям «Борис Годунов» перешагнул все границы. И это действительно гениально — это трогает и завораживает. Более того, актуальна сама история. И, хотим мы или не хотим, но это история нашего государства, наша с вами история, и страшный период смуты, о котором рассказывает опера, вовсе не какая-то мифология, а самая настоящая реальность – то, что было. И у Пушкина, и у Мусоргского это написано проникновенно – в этом есть такой жуткий нерв. И нам показалось, что если мы облачим действие в какие-то пристойные исторические формы – то можем потерять этот нерв и напряжение, которые существуют в этом произведении. Нас это по-настоящему болезненно трогает, не дай Бог когда-нибудь всему этому повториться. И ведь должна же быть какая-то ответственность – вот мы и представили себе такую антиутопию и попытались подойти максимально близко к границам этого возможного состояния – может быть, чтобы почувствовать, насколько это опасно, и предостеречь.

Нам показалось удачным соединение геометрической формы – цилиндрического многогранника, представляющего собой промышленный формат резервуара (надеюсь, это будет читаться), и формы архитектурной – крепостной, церковной, которая несет в себе и следы времени. Здесь есть определенная абстрактность – в резервуарах не бывает стольких входов и выходов, но и архитектурный объект не бывает железным с ржавчиной, явно выраженной «траченностью» – свидетельством неизбежного, при отсутствии усилий по его сохранению, разрушения когда-то единого, цельного.

Спектакль – это процесс, действие развивается от начала до конца, и если все сделано так, как надо – с определенного момента оно непременно начнет восприниматься. И не нужно, чтобы все было понятно с самого начала – тогда вы не сможете в это эмоционально погрузиться и в этом существовать. Во время спектакля важно открытое восприятие – ловите ощущения и тогда произойдет эмоциональное воздействие. Пусть возникнут необъяснимые чувства – это прекрасно! А если вы идете в театр с заранее сформированным взглядом – вам ожидает скучный и неинтересный вечер.

Спектакль единый, цельный, страшный, совершенный во всех компонентах – от главного героя до звучания оркестра, хора, до последнего статиста. Это «другой Мусоргский» – тот самый, бесстрашно предложивший Мариинке оперу без лирики, но сгущенную до предгрозового состояния. Мусоргский отринутый, впоследствии разбавленный сиропом и в таком состоянии дошедший до наших дней. Спектакль похож на древнюю живопись, очищенную от позднейших наслоений и дорисовок – первозданную, поражающую дикой, бунтующей, дисгармоничной, сверлящей сердце силой. Газеты интриговали ОМОНом на оперной сцене. Спектакль оказался выше мелких злободневных аллюзий. По антуражу его скорее можно сравнить с созданием Оруэлла, универсальным для любого безвременья.

Валерий Кичин, «Российская газета»

 

Есть великие театральные произведения, сценическая история которых становится едва ли не врагом первоисточника. Гениальный «Борис Годунов» Мусоргского давно завален и задушен бесчисленными, но, по сути, однотипными интерпретациями. В них стереотипные образы соборов, икон и богатых боярских костюмов, с одной стороны, и сирых, обездоленных простолюдинов, с другой, мешают восприятию музыкальной прозы Мусоргского и делают неразличимой его беспощадно-правдивую мысль о трагическом родстве и вине отчужденных друг от друга власти и народа.

Эстетика спектакля Тителя–Арефьева – это минимализм, суровая сдержанность и аскетичность средств. Рельефны, графичны действенные и визуальные линии спектакля. А колорит восходит не к Головину или Глазунову, а к благородной (скромность и глубина!) «бедности» новгородских фресок Феофана Грека. Сусальное золото и сахарный сироп не нужны в истории бедных во всех смыслах людей, нации, страны, ее лидера. Бедных не только и не столько по результату их деяний, вызывающему жалость наряду с ужасом и отчаянием (крушение социального порядка и мира, катастрофа страны и ее руководителя), но по самому существу исходных оснований, этот результат предопределяющих.

Очень важно, что сценическому колориту конгениальна интерпретация музыки дирижером Михаэлем Гюттлером. Его оркестр так же сдержан и сосредоточен, графически четок и благородно «монохромен».

Сценический мир нового екатеринбургского «Бориса» современен без буквальной «актуализации» людей и обстоятельств. Он умело и точно балансирует между прошлым и настоящим, между сейчас и всегда, между внешней (предметной) исторической достоверностью (вещная среда, костюмы, матрицы социального поведения) и глубинной философской истиной.

Лев Закс, газета «Уральский рабочий»

 

Вообще о постановке «Бориса Годунова» в Екатеринбургской опере говорить трудно. Дело не в том, что в ней задействованы какие-то режиссерские инновации, которыми любит попотчевать зрителя иной неглубокий автор, скрывающий свое верхоглядство. Вовсе нет! Дело в том, что постановка Тителя с неизбежностью выводит зрителя за пределы сцены…

Спектакль Тителя о нас не вчера и не сегодня, а о нас – всегда.

Евгений Маликов, «Литературная газета»

 

 

Действующие лица и исполнители:


Борис Годунов лауреат Международного конкурса
Алексей Тихомиров

Денис Макаров

приглашенный солист Большого и Мариинского театров
Станислав Трофимов

Федор
его сын
 Артист Детского хора театра
Борис Рябухин

Артист Детского хора театра
Кирилл Бажанов

Артист Детского хора театра
Константин Ткаченко

Артист Детского хора театра
Михаил Агаджанян

Николай Цивилев

Ксения
его дочь
 лауреат премии Губернатора Свердловской области
Наталья Мокеева

лауреат Всероссийских и Международного конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Ольга Семенищева (Пешкова)

лауреат Международных конкурсов, лауреат премии имени Б.А. Покровского
Ольга Тенякова

Мамка Ксении Александра Куликова

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Надежда Шляпникова

народная артистка Башкортостана, лауреат Международного конкурса
Татьяна Никанорова

Князь Василий Иванович Шуйский Владимир Ворошнин

Николай Любимов

Андрей Щелкалов
думный дьяк
 Александр Кульга

Алексей Миронов

лауреат Международного конкурса
Дмитрий Стародубов

заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса, приглашенный солист Мариинского театра
Юрий Девин

Пимен
летописец, отшельник
 Александр Колесников

заслуженный артист России
Александр Морозов

лауреат премии Губернатора Свердловской области
Андрей Решетников

лауреат Всероссийских и Международных конкурсов
Михаил Коробейников

приглашенный солист Большого и Мариинского театров
Станислав Трофимов

Самозванец под именем Григория дипломант Международного конкурса, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Владимир Чеберяк

заслуженный артист Башкортостана и Татарстана, лауреат специальной премии жюри фестиваля «Золотая Маска», лауреат премии Губернатора Свердловской области
Ильгам Валиев

лауреат Международных конкурсов
Кирилл Матвеев

Олег Полпудин

Варлаам
бродяга
 лауреат и дипломант Международных конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области, приглашенный солист Большого и Мариинского театров
Александр Краснов

Алексей Семенищев

лауреат Международных конкурсов
Олег Бударацкий

Мисаил
бродяга
 заслуженный артист России, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Виталий Петров

лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Евгений Крюков

лауреат Международных конкурсов
Кирилл Матвеев

Хозяйка корчмы лауреат Международного конкурса
Ирина Куликовская

лауреат Всероссийских и дипломант Международного конкурсов
Ксения Ковалевская

лауреат Всероссийского и Международного конкурсов
Надежда Рыженкова

народная артистка Башкортостана, лауреат Международного конкурса
Татьяна Никанорова

Юродивый лауреат Международного конкурса
Дмитрий Розвизев

лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Евгений Крюков

лауреат Международных конкурсов
Юрий Волков

Ближний боярин Анатолий Драчев

заслуженный артист России, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Виталий Петров

Митюха Александр Кульга

Алексей Семенищев

Владислав Трошин

лауреат Международных конкурсов
Олег Бударацкий

Пристав I Александр Колесников

лауреат и дипломант Международных конкурсов, лауреат премии Губернатора Свердловской области, приглашенный солист Большого и Мариинского театров
Александр Краснов

заслуженный артист России, лауреат премии Губернатора Свердловской области
Валентин Захаров

Владислав Трошин

Пристав II Алексей Семенищев

Владислав Трошин

Дирижер Главный приглашенный дирижер
Михаил Грановский

Дирижер-постановщик спектаклей "КОРСАР", "ТОСКА", "БОРИС ГОДУНОВ", "ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ"
Михаэль Гюттлер


Продолжительность спектакля: 2 часа 15 минут, без антрактов
Полный репертуар

   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ДЕКАБРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
ноябрь 2017 январь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57