105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
25 февраля 2017 (сб) – Клуб Друзей театра _ Творческая встреча с номинантами премии «Золотая Маска» Екатериной Сапоговой, Александром Меркушевым и Игорем Булыцыным


 
  подробнее...  
 
7, 8, 9, 16 и 19 апреля 2017 - премьера балета "ЖИЗЕЛЬ"


 
  подробнее...  
 
24 апреля 2017 - хореографический спектакль RED BULL ИЗНАНКА


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
8 февраля - 16 апреля 2017 - Выставка "АРХЕТИП БАЛЕТА"


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  21 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали балет "Ромео и Джульетта"

Рецензии

 
  подробнее...  
  21 февраля 2017
В Москве с 16 по 20 февраля 2017 прошел Международный Форум «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение»

Состоялся показ оперы «Пассажирка», а также творческая встреча с постановщиками спектакля Екатеринбургского театра и автором литературного первоисточника оперы Зофьей Посмыш

 
  подробнее...  
  17 февраля 2017
На фестивале «Золотая маска» показали оперу «Кармен»

Рецензии

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
Екатеринбургская «Кармен» на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в рамках Фестиваля «Золотая Маска»

Отзывы зрителей

 
  подробнее...  
  16 февраля 2017
15 февраля состоялась пресс-конференция, посвященная проекту «Золотая Маска в кино»

Участники пресс-конференции: Владимир Мединский, Мария Ревякина, Андрей Шишкин, Вячеслав Самодуров, Ирина Прохорова, Надежда Котова и Вера Курочкина

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / Новости / полный текст новости

Газета “ЭКРАН и СЦЕНА” опубликовала мнение театральных и кинокритиков о важнейших событиях прошедшего года

09 января 2017

Спектакли Екатеринбургского театра оперы и балета в ряду отмеченных событий

Инна СКЛЯРЕВСКАЯ, балетный критик

"Самое отрадное впечатление этого года – балеты Екатеринбургского театра.

Урал далеко, спектакли до нас доходят с опозданием, последней премьеры я еще не видела, зато прошлогоднюю видела позднее, когда спектакль стал событием и московской театральной жизни. То есть как раз в 2016 году. Вячеслав Самодуров уверенно ведет за собой театр. Приглашение блестящей петербургской команды Вихарева-Гершензона на постановку «Тщетной предосторожности» – грамотный и беспроигрышный ход (большая беда Мариинского, что он этими людьми пренебрег). Поставленная в Екатеринбурге «Тщетная» продемонстрировала такой потенциал темы (реконструкции старинных балетов) – о котором, мы, пожалуй, и не догадывались, когда смотрели первые блестящие спектакли Вихарева в Мариинке.

На этот раз Гершензон предложил, а Вихарев сделал на основе старинного текста подчеркнуто новый спектакль. Новый – но не осовремененный, не псевдомодернистский, а такой, где одновременно присутствует и изящнейшим образом воссозданная хореография, и современное отношение к ней. Восхищенное и веселое одновременно. И еще – игровое. Обыграна даже рутинная практика дополнять небольшой спектакль еще одним, одноактным: в прологе дается уже знакомый зрителям (три года в репертуаре) аутентичный дивертисмент из «Консерватории» Бурнонвиля – подлинная хореография XIX века, бережно сохраненная датчанами. Этот балет-урок, предвосхитивший хореографические рефлексии ХХ века по поводу классической школы (от Баланчина до «Этюдов» Ландера), простодушно и дидактично вводит нас в тему старинной хореографии – главную тему проекта. А вот дальше – дальше начинается постмодернизм, только не радикально-агрессивный, а легкий, блистательный, ироничный и, опять же, веселый – как сама «Тщетная предосторожность», бессмертная балетная комедия. Но он, этот постмодернистский ход, и сам подан наизнанку: он не переформатирует привычные связи, он, повторю, играет, причем не смыслами или антисмыслами, а просто играет, беззаботно и радостно. И в орбиту очарования, радости и блеска этого восхитительного балета оказывается втянута живопись – нет, не Грез, даже не Милле, а что у нас там самое характерное, всем известное, про французских крестьян? – туда оказывается втянут Ван Гог, внезапно освободившийся от всего своего трагизма и безумия. Желтые арлезианские поля со стогами и куски красно-зеленых интерьеров, написанных широкой кистью Ван Гога, вторгаются прямо в выбеленное пространство безукоризненно классицистского интерьера Консерватории (сценограф Альона Пикалова), стены которого так и остаются на сцене весь спектакль. И, надо сказать, чувствует там себя Ван Гог превосходно. Более того, все персонажи балета одеты как его герои, и в сценических костюмах (художник Елена Зайцева) его напряженные краски тоже оказываются вдруг просто яркими и свежими. А в бутафории его разъезжающиеся линии оборачиваются непринужденностью формы. Вот такая «де-драматизация» Ван Гога, поразительное возвращение ему неомраченной радости жизни. И не у митьков (есть у них такой сюжет: «Митьки дарят Ван Гогу новое ухо»), а в академическом балете! При этом, заметьте, авторы играют, но не заигрываются, и силуэт костюмам придан не тяжелый ван гоговский, а тот самый, что был в спектакле 1885 года, который танцевали и Вирджиния Цукки, и Матильда Кшесинская. И с записями которого работал Вихарев, воплотивший в своей постановке это – подхваченное художниками – сочетание чистоты формы, изящества, иронии, остроумия, блеска, непринужденности и шика.

Автор другого – совсем другого! – спектакля уральцев, также идущего для меня первым номером – Слава Самодуров. Он поставил «Ромео и Джульетту», совсем не похоже ни на хрестоматийный образец Лавровского, ни на многочисленные чисто танцевальные варианты. Это словно и не балет на шекспировский сюжет, а полноценное режиссерское прочтение Шекспира, как в драматическом театре. Только средствами танца. Все так четко поставлено, что обычная для балета актерская свобода трактовок внутри роли здесь вряд ли уместна. Зато – какой точный пластический рисунок, и какой точный рисунок психологический! И никаких отдельных мимических сцен, заметьте – балет полностью танцевальный. И ни намека на балетные штампы – все по-настоящему. И никакой романтической прилизанности – Шекспир честен и груб, Самодуров честен и точен. С Шекспира снят весь приставший к нему исторический глянец: вполне наша, узнаваемая история (так ведь и Шекспир в Вероне вряд ли бывал; не случайно, кстати, декорации Энтони Макилуэйна больше похожи на условный Лондон), и ничего тут нет «из другой жизни», все знакомое. Противостояние сторон из родового, кланового смещено в сторону «отцов и детей»: драка 1 акта похожа на молодежные дворовые разборки, стенка на стенку, улица на улицу, до первой крови. «Отцы» подключаются, когда эта кровь проливается всерьез. Ромео тут – не романтик, поначалу он так же хочет драки, как Тибальт, и такой же повеса и безобразник, как Меркуцио, просто он вдруг полюбил, а они – нет. А хороший интеллигентный мальчик, добрый и благородный, это, между прочим, Парис, вопреки балетной традиции делать нелюбимых – «плохими». Хороший, только любят все равно не его. И еще: если улановская Джульетта была насквозь метафорична, то здесь это вполне реальная девчонка. И опять-таки всё – средствами танца. А танец тут разный. Есть танец-действие, есть танец-характеристика, есть целые диалоги, где движения выражают разговор, а есть другие, выражающие движения души. Но везде это танец музыкально точный, крепко спаянный с партитурой Прокофьева. Упомяну еще почтительные цитаты из улановского спектакля – что придает новому «Ромео» особый объем. А еще супер-остроумные костюмы Ирэны Белоусовой – условно-ренессансного силуэта у взрослых, условно-современного покроя у молодежи, они-то как раз и отсылают к Вероне, так как все сплошь украшены живописью и рисунком Возрождения, что на футболках молодежи выглядит как портреты-принты, а на шлейфах и полах у взрослых – как красивый узор. Что же касается исполнителей, многие из них проявили себя как яркие артисты и в танце, и в актерской игре. Уровень труппы вообще невероятно вырос, и то, что она нам сейчас демонстрирует – от репертуара до исполнения – это отнюдь не провинциальная культура. Ведь провинциализм – понятие не географическое. И Екатеринбург внезапно стал одной из балетных столиц страны".

Варвара ВЯЗОВКИНА, балетный критик

"Не перестает поражать творческий пульс Вячеслава Самодурова, худрука Екатеринбургского театра оперы и балета: «Ромео и Джульетта» – весной, «Снежная королева» – только что, зимой, и «Ундина» – осенью, в Большом театре. Трио новых постановок в уходящем году – событие в отечественном балетном театре. У каждой из них есть свои неоценимые достоинства: «Ромео и Джульетта» – прорыв в осмыслении темы прокофьевского балета, «Ундина» – поиск исповедального жанра «балета-новеллы», «балета-баллады», «Снежная королева» – контакт с детской аудиторией посредством сюрреалистических персонажей".

 

 

Источник:

«Экран и сцена»

№ 24 за 2016 год

предыдущая|Все новости|следующая
 
   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ФЕВРАЛЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
январь 2017 март 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  22 февраля 2017 (ср) в 18:30

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  23 февраля 2017 (чт) в 18:30

Дж. Верди
РИГОЛЕТТО

Опера в трех действиях

 
  24 февраля 2017 (пт) в 18:30

П. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК

Балет в трех действиях

 
  25 февраля 2017 (сб) в 18:00

П. Чайковский
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опера в трех действиях

 
  26 февраля 2017 (вс) в 18:00

ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ
EN POINTE / НА ПУАНТАХ

Пахита, Пять танго, Вариации Сальери

 
  28 февраля 2017 (вт) в 18:30

Дж. Верди
ОТЕЛЛО

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57