105  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
Детский хор театра объявляет набор


 
  подробнее...  
 
7, 8, 9 апреля 2017 - премьера балета "ЖИЗЕЛЬ"


 
  подробнее...  
 
19, 20, 21 мая 2017 - премьера оперы "РУСАЛКА"


 
  подробнее...  
 
Открытые вакансии


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  12 января 2017
К 130-летию народного артиста СССР Ария Моисеевича Пазовского – дирижера, в разные годы возглавлявшего Свердловский (ныне Екатеринбургский) театр оперы и балета, Кировский (ныне Мариинский) и Большой театры

 
  подробнее...  
  09 января 2017
Газета “ЭКРАН и СЦЕНА” опубликовала мнение театральных и кинокритиков о важнейших событиях прошедшего года

Спектакли Екатеринбургского театра оперы и балета в ряду отмеченных событий

 
  подробнее...  
  26 декабря 2016
Светлая память всем погибшим в авиакатастрофе Ту-154 под Сочи!

Коллектив Екатеринбургского театра оперы и балета выражает искренние соболезнования родным и близким

 
  подробнее...  
  23 декабря 2016
Главные события, ожидаемые в 2017 году

 
  подробнее...  
  22 декабря 2016
Екатерина Беляева: «Ужасная невеста» из чертогов разума

Корреспондент портала "Музыкальные сезоны" о премьере балета "Снежная королева"

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / Новости / полный текст новости

Газета “ЭКРАН и СЦЕНА” опубликовала мнение театральных и кинокритиков о важнейших событиях прошедшего года

09 января 2017

Спектакли Екатеринбургского театра оперы и балета в ряду отмеченных событий

Инна СКЛЯРЕВСКАЯ, балетный критик

"Самое отрадное впечатление этого года – балеты Екатеринбургского театра.

Урал далеко, спектакли до нас доходят с опозданием, последней премьеры я еще не видела, зато прошлогоднюю видела позднее, когда спектакль стал событием и московской театральной жизни. То есть как раз в 2016 году. Вячеслав Самодуров уверенно ведет за собой театр. Приглашение блестящей петербургской команды Вихарева-Гершензона на постановку «Тщетной предосторожности» – грамотный и беспроигрышный ход (большая беда Мариинского, что он этими людьми пренебрег). Поставленная в Екатеринбурге «Тщетная» продемонстрировала такой потенциал темы (реконструкции старинных балетов) – о котором, мы, пожалуй, и не догадывались, когда смотрели первые блестящие спектакли Вихарева в Мариинке.

На этот раз Гершензон предложил, а Вихарев сделал на основе старинного текста подчеркнуто новый спектакль. Новый – но не осовремененный, не псевдомодернистский, а такой, где одновременно присутствует и изящнейшим образом воссозданная хореография, и современное отношение к ней. Восхищенное и веселое одновременно. И еще – игровое. Обыграна даже рутинная практика дополнять небольшой спектакль еще одним, одноактным: в прологе дается уже знакомый зрителям (три года в репертуаре) аутентичный дивертисмент из «Консерватории» Бурнонвиля – подлинная хореография XIX века, бережно сохраненная датчанами. Этот балет-урок, предвосхитивший хореографические рефлексии ХХ века по поводу классической школы (от Баланчина до «Этюдов» Ландера), простодушно и дидактично вводит нас в тему старинной хореографии – главную тему проекта. А вот дальше – дальше начинается постмодернизм, только не радикально-агрессивный, а легкий, блистательный, ироничный и, опять же, веселый – как сама «Тщетная предосторожность», бессмертная балетная комедия. Но он, этот постмодернистский ход, и сам подан наизнанку: он не переформатирует привычные связи, он, повторю, играет, причем не смыслами или антисмыслами, а просто играет, беззаботно и радостно. И в орбиту очарования, радости и блеска этого восхитительного балета оказывается втянута живопись – нет, не Грез, даже не Милле, а что у нас там самое характерное, всем известное, про французских крестьян? – туда оказывается втянут Ван Гог, внезапно освободившийся от всего своего трагизма и безумия. Желтые арлезианские поля со стогами и куски красно-зеленых интерьеров, написанных широкой кистью Ван Гога, вторгаются прямо в выбеленное пространство безукоризненно классицистского интерьера Консерватории (сценограф Альона Пикалова), стены которого так и остаются на сцене весь спектакль. И, надо сказать, чувствует там себя Ван Гог превосходно. Более того, все персонажи балета одеты как его герои, и в сценических костюмах (художник Елена Зайцева) его напряженные краски тоже оказываются вдруг просто яркими и свежими. А в бутафории его разъезжающиеся линии оборачиваются непринужденностью формы. Вот такая «де-драматизация» Ван Гога, поразительное возвращение ему неомраченной радости жизни. И не у митьков (есть у них такой сюжет: «Митьки дарят Ван Гогу новое ухо»), а в академическом балете! При этом, заметьте, авторы играют, но не заигрываются, и силуэт костюмам придан не тяжелый ван гоговский, а тот самый, что был в спектакле 1885 года, который танцевали и Вирджиния Цукки, и Матильда Кшесинская. И с записями которого работал Вихарев, воплотивший в своей постановке это – подхваченное художниками – сочетание чистоты формы, изящества, иронии, остроумия, блеска, непринужденности и шика.

Автор другого – совсем другого! – спектакля уральцев, также идущего для меня первым номером – Слава Самодуров. Он поставил «Ромео и Джульетту», совсем не похоже ни на хрестоматийный образец Лавровского, ни на многочисленные чисто танцевальные варианты. Это словно и не балет на шекспировский сюжет, а полноценное режиссерское прочтение Шекспира, как в драматическом театре. Только средствами танца. Все так четко поставлено, что обычная для балета актерская свобода трактовок внутри роли здесь вряд ли уместна. Зато – какой точный пластический рисунок, и какой точный рисунок психологический! И никаких отдельных мимических сцен, заметьте – балет полностью танцевальный. И ни намека на балетные штампы – все по-настоящему. И никакой романтической прилизанности – Шекспир честен и груб, Самодуров честен и точен. С Шекспира снят весь приставший к нему исторический глянец: вполне наша, узнаваемая история (так ведь и Шекспир в Вероне вряд ли бывал; не случайно, кстати, декорации Энтони Макилуэйна больше похожи на условный Лондон), и ничего тут нет «из другой жизни», все знакомое. Противостояние сторон из родового, кланового смещено в сторону «отцов и детей»: драка 1 акта похожа на молодежные дворовые разборки, стенка на стенку, улица на улицу, до первой крови. «Отцы» подключаются, когда эта кровь проливается всерьез. Ромео тут – не романтик, поначалу он так же хочет драки, как Тибальт, и такой же повеса и безобразник, как Меркуцио, просто он вдруг полюбил, а они – нет. А хороший интеллигентный мальчик, добрый и благородный, это, между прочим, Парис, вопреки балетной традиции делать нелюбимых – «плохими». Хороший, только любят все равно не его. И еще: если улановская Джульетта была насквозь метафорична, то здесь это вполне реальная девчонка. И опять-таки всё – средствами танца. А танец тут разный. Есть танец-действие, есть танец-характеристика, есть целые диалоги, где движения выражают разговор, а есть другие, выражающие движения души. Но везде это танец музыкально точный, крепко спаянный с партитурой Прокофьева. Упомяну еще почтительные цитаты из улановского спектакля – что придает новому «Ромео» особый объем. А еще супер-остроумные костюмы Ирэны Белоусовой – условно-ренессансного силуэта у взрослых, условно-современного покроя у молодежи, они-то как раз и отсылают к Вероне, так как все сплошь украшены живописью и рисунком Возрождения, что на футболках молодежи выглядит как портреты-принты, а на шлейфах и полах у взрослых – как красивый узор. Что же касается исполнителей, многие из них проявили себя как яркие артисты и в танце, и в актерской игре. Уровень труппы вообще невероятно вырос, и то, что она нам сейчас демонстрирует – от репертуара до исполнения – это отнюдь не провинциальная культура. Ведь провинциализм – понятие не географическое. И Екатеринбург внезапно стал одной из балетных столиц страны".

Варвара ВЯЗОВКИНА, балетный критик

"Не перестает поражать творческий пульс Вячеслава Самодурова, худрука Екатеринбургского театра оперы и балета: «Ромео и Джульетта» – весной, «Снежная королева» – только что, зимой, и «Ундина» – осенью, в Большом театре. Трио новых постановок в уходящем году – событие в отечественном балетном театре. У каждой из них есть свои неоценимые достоинства: «Ромео и Джульетта» – прорыв в осмыслении темы прокофьевского балета, «Ундина» – поиск исповедального жанра «балета-новеллы», «балета-баллады», «Снежная королева» – контакт с детской аудиторией посредством сюрреалистических персонажей".

 

 

Источник:

«Экран и сцена»

№ 24 за 2016 год

предыдущая|Все новости|следующая
 
   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
ЯНВАРЬ 2017

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
декабрь 2016 февраль 2017
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  18 января 2017 (ср) в 18:30

Премьера

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  19 января 2017 (чт) в 18:30

Премьера

С. Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в трёх действиях

 
  20 января 2017 (пт) в 18:30

Р. Вагнер
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Опера в трех действиях

 
  21 января 2017 (сб) в 18:00

Дж. Верди
РИГОЛЕТТО

Опера в трех действиях

 
  22 января 2017 (вс) в 11:00

Премьера

С. Прокофьев
ЗОЛУШКА

Балет в трех действиях

 
  22 января 2017 (вс) в 18:00

Премьера

С. Прокофьев
ЗОЛУШКА

Балет в трех действиях

 
  24 января 2017 (вт) в 18:30

Премьера

М. Вайнберг
ПАССАЖИРКА

Опера в двух действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

НАШИ ДРУЗЬЯ

 
 

Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И.Глинки
 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2017
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57