106  театральный сезон
Афиша и билеты Репертуар О театре Труппа Руководство и сотрудники Пресса о театре Спонсоры и партнеры Контакты
 
 

АНОНСЫ

 
 
ЛЕТНИЙ ГАЛА БАЛЕТА 2018


 
  подробнее...  
 
 

НОВОСТИ

 
  17 мая 2018
Открыта продажа билетов на премьеру оперы

Урал Опера Балет откроет 107-й сезон оперой Джакомо Пуччини «Турандот».

 
  подробнее...  
  05 мая 2018
Детский хор театра стал призером конкурса в Бельгии

Детский хор Екатеринбургского театра оперы и балета (руководитель - Елена Накишова) получил Первый приз и звание cum laude ("с почётом" - лат.) в категории "Детский хор" в 66-м Международном молодежном хоровом фестивале-конкурсе в городе Неерпельт (Бельгия).

 
  подробнее...  
  03 мая 2018
31 мая пройдет прослушивание солистов для поступления в оперную труппу

Урал Опере требуются: драматическое сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, драматический баритон, центральный бас.

 
  подробнее...  
  26 апреля 2018
Солисты Урал Оперы получили Губернаторскую премию

25 апреля заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков по поручению главы региона Евгения Куйвашева вручил премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

 
  подробнее...  
  25 апреля 2018
Министерство культуры объявило лауреатов губернаторской премии в области литературы и искусства

 
  подробнее...  
  архив новостей  
 
Главная / Новости / полный текст новости

Газета “ЭКРАН и СЦЕНА” опубликовала мнение театральных и кинокритиков о важнейших событиях прошедшего года

09 января 2017

Спектакли Екатеринбургского театра оперы и балета в ряду отмеченных событий

Инна СКЛЯРЕВСКАЯ, балетный критик

"Самое отрадное впечатление этого года – балеты Екатеринбургского театра.

Урал далеко, спектакли до нас доходят с опозданием, последней премьеры я еще не видела, зато прошлогоднюю видела позднее, когда спектакль стал событием и московской театральной жизни. То есть как раз в 2016 году. Вячеслав Самодуров уверенно ведет за собой театр. Приглашение блестящей петербургской команды Вихарева-Гершензона на постановку «Тщетной предосторожности» – грамотный и беспроигрышный ход (большая беда Мариинского, что он этими людьми пренебрег). Поставленная в Екатеринбурге «Тщетная» продемонстрировала такой потенциал темы (реконструкции старинных балетов) – о котором, мы, пожалуй, и не догадывались, когда смотрели первые блестящие спектакли Вихарева в Мариинке.

На этот раз Гершензон предложил, а Вихарев сделал на основе старинного текста подчеркнуто новый спектакль. Новый – но не осовремененный, не псевдомодернистский, а такой, где одновременно присутствует и изящнейшим образом воссозданная хореография, и современное отношение к ней. Восхищенное и веселое одновременно. И еще – игровое. Обыграна даже рутинная практика дополнять небольшой спектакль еще одним, одноактным: в прологе дается уже знакомый зрителям (три года в репертуаре) аутентичный дивертисмент из «Консерватории» Бурнонвиля – подлинная хореография XIX века, бережно сохраненная датчанами. Этот балет-урок, предвосхитивший хореографические рефлексии ХХ века по поводу классической школы (от Баланчина до «Этюдов» Ландера), простодушно и дидактично вводит нас в тему старинной хореографии – главную тему проекта. А вот дальше – дальше начинается постмодернизм, только не радикально-агрессивный, а легкий, блистательный, ироничный и, опять же, веселый – как сама «Тщетная предосторожность», бессмертная балетная комедия. Но он, этот постмодернистский ход, и сам подан наизнанку: он не переформатирует привычные связи, он, повторю, играет, причем не смыслами или антисмыслами, а просто играет, беззаботно и радостно. И в орбиту очарования, радости и блеска этого восхитительного балета оказывается втянута живопись – нет, не Грез, даже не Милле, а что у нас там самое характерное, всем известное, про французских крестьян? – туда оказывается втянут Ван Гог, внезапно освободившийся от всего своего трагизма и безумия. Желтые арлезианские поля со стогами и куски красно-зеленых интерьеров, написанных широкой кистью Ван Гога, вторгаются прямо в выбеленное пространство безукоризненно классицистского интерьера Консерватории (сценограф Альона Пикалова), стены которого так и остаются на сцене весь спектакль. И, надо сказать, чувствует там себя Ван Гог превосходно. Более того, все персонажи балета одеты как его герои, и в сценических костюмах (художник Елена Зайцева) его напряженные краски тоже оказываются вдруг просто яркими и свежими. А в бутафории его разъезжающиеся линии оборачиваются непринужденностью формы. Вот такая «де-драматизация» Ван Гога, поразительное возвращение ему неомраченной радости жизни. И не у митьков (есть у них такой сюжет: «Митьки дарят Ван Гогу новое ухо»), а в академическом балете! При этом, заметьте, авторы играют, но не заигрываются, и силуэт костюмам придан не тяжелый ван гоговский, а тот самый, что был в спектакле 1885 года, который танцевали и Вирджиния Цукки, и Матильда Кшесинская. И с записями которого работал Вихарев, воплотивший в своей постановке это – подхваченное художниками – сочетание чистоты формы, изящества, иронии, остроумия, блеска, непринужденности и шика.

Автор другого – совсем другого! – спектакля уральцев, также идущего для меня первым номером – Слава Самодуров. Он поставил «Ромео и Джульетту», совсем не похоже ни на хрестоматийный образец Лавровского, ни на многочисленные чисто танцевальные варианты. Это словно и не балет на шекспировский сюжет, а полноценное режиссерское прочтение Шекспира, как в драматическом театре. Только средствами танца. Все так четко поставлено, что обычная для балета актерская свобода трактовок внутри роли здесь вряд ли уместна. Зато – какой точный пластический рисунок, и какой точный рисунок психологический! И никаких отдельных мимических сцен, заметьте – балет полностью танцевальный. И ни намека на балетные штампы – все по-настоящему. И никакой романтической прилизанности – Шекспир честен и груб, Самодуров честен и точен. С Шекспира снят весь приставший к нему исторический глянец: вполне наша, узнаваемая история (так ведь и Шекспир в Вероне вряд ли бывал; не случайно, кстати, декорации Энтони Макилуэйна больше похожи на условный Лондон), и ничего тут нет «из другой жизни», все знакомое. Противостояние сторон из родового, кланового смещено в сторону «отцов и детей»: драка 1 акта похожа на молодежные дворовые разборки, стенка на стенку, улица на улицу, до первой крови. «Отцы» подключаются, когда эта кровь проливается всерьез. Ромео тут – не романтик, поначалу он так же хочет драки, как Тибальт, и такой же повеса и безобразник, как Меркуцио, просто он вдруг полюбил, а они – нет. А хороший интеллигентный мальчик, добрый и благородный, это, между прочим, Парис, вопреки балетной традиции делать нелюбимых – «плохими». Хороший, только любят все равно не его. И еще: если улановская Джульетта была насквозь метафорична, то здесь это вполне реальная девчонка. И опять-таки всё – средствами танца. А танец тут разный. Есть танец-действие, есть танец-характеристика, есть целые диалоги, где движения выражают разговор, а есть другие, выражающие движения души. Но везде это танец музыкально точный, крепко спаянный с партитурой Прокофьева. Упомяну еще почтительные цитаты из улановского спектакля – что придает новому «Ромео» особый объем. А еще супер-остроумные костюмы Ирэны Белоусовой – условно-ренессансного силуэта у взрослых, условно-современного покроя у молодежи, они-то как раз и отсылают к Вероне, так как все сплошь украшены живописью и рисунком Возрождения, что на футболках молодежи выглядит как портреты-принты, а на шлейфах и полах у взрослых – как красивый узор. Что же касается исполнителей, многие из них проявили себя как яркие артисты и в танце, и в актерской игре. Уровень труппы вообще невероятно вырос, и то, что она нам сейчас демонстрирует – от репертуара до исполнения – это отнюдь не провинциальная культура. Ведь провинциализм – понятие не географическое. И Екатеринбург внезапно стал одной из балетных столиц страны".

Варвара ВЯЗОВКИНА, балетный критик

"Не перестает поражать творческий пульс Вячеслава Самодурова, худрука Екатеринбургского театра оперы и балета: «Ромео и Джульетта» – весной, «Снежная королева» – только что, зимой, и «Ундина» – осенью, в Большом театре. Трио новых постановок в уходящем году – событие в отечественном балетном театре. У каждой из них есть свои неоценимые достоинства: «Ромео и Джульетта» – прорыв в осмыслении темы прокофьевского балета, «Ундина» – поиск исповедального жанра «балета-новеллы», «балета-баллады», «Снежная королева» – контакт с детской аудиторией посредством сюрреалистических персонажей".

 

 

Источник:

«Экран и сцена»

№ 24 за 2016 год

предыдущая|Все новости|следующая
 
   Aa Aa

 

КАЛЕНДАРЬ СПЕКТАКЛЕЙ
МАЙ 2018

 
 
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
апрель 2018 июнь 2018
 
 
 

ОНЛАЙН-КАССА

 

логин:

пароль:

 

Регистрация в системе
Забыли пароль?
Правила бронирования

 
 

БЛИЖАЙШИЕ СПЕКТАКЛИ

 
  24 мая 2018 (чт) в 18:30

Премьера

Б. Мартину
ГРЕЧЕСКИЕ ПАССИОНЫ

Опера в четырех действиях

 
  26 мая 2018 (сб) в 18:00

DAYTON DANCE COMPANY
Гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани»(США)

 
  27 мая 2018 (вс) в 18:00

Эдуар Дельдевез — Людвиг Минкус — Юрий Красавин
ПАХИТА


 
  29 мая 2018 (вт) в 18:30

Премьера

А. Дворжак
РУСАЛКА

Опера в трех действиях

 
 

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

 
 

 

Виртуальный тур по театру


Оцените качество услуг Театра Оперы и Балета
 
 

ПРОЕКТЫ

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

Новости, пресса, события на сайте проекта

 
 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 
 

Фонд поддержки хореографического искусства "Евразия балет"
 
 

 
 
Российское военно-историческое общество
 
 

 


  По вопросам работы сайта обращайтесь
  по адресу lit@uralopera.ru


   Яндекс.Метрика


© 2009-2018
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 46а


Касса театра и заказ билетов:
+7 (343) 350-77-52
+7 (343) 350-32-07
+7 (343) 350-20-55
+7 (343) 350-80-57